Закон свободы воли. Как получить прощение грехов

Свобода выбора и фатализм, человеческая ответственность и всеведение Господа, Который заранее знает будущее каждого из нас – наши поступки, ошибки и даже грядущую смерть – эти вопросы не просто занимают наши умы, но и нередко определяют весь ход нашей жизни. На эту тему наш корреспондент Наталья Смирнова побеседовала с философом, заведующим кафедрой основного богословия и апологетики, а также кафедрой философии ПСТГУ, кандидатом богословия доцентом Виктором Легой.

– Насколько справедлива с точки зрения православного мировоззрения фраза «Кому суждено быть повешенным, не утонет»?

– Бог знает все, что с нами будет, знает все времена. Это только в язычестве боги живут вместе с нами, подчиняясь времени. Бог сотворил мир вместе со временем, поэтому для Него нет ни прошлого, ни будущего, для Него все сейчас. Бог над временем. Это основа христианского учения. Именно поэтому Библия заканчивается пророчеством, откровением Иоанна Богослова о конце мира.
Но предвидеть не означает заставлять. Например, если я знаю, что Вы вечером будете дома, то я же не заставляю Вас так поступать, просто я знаю. Бог знает те поступки, которые мы совершаем по своей собственной воле. Поэтому предвидение Бога не отменяет нашу свободу. В Боге есть знание: когда и как я умру. Но я этого не знаю.

– То есть это не значит, что человек должен бездельничать, ожидая «повешения»?

– Да, или бросаться в бурное море, думая, что его Бог вытащит. Одно дело, если бы мне дали книгу, где было бы написано: у тебя будет тогда-то такая-то смерть. Но мне это неведомо и никогда я этого не узнаю. Иначе это было бы страшно – если человек знает свое будущее, он лишается свободы.
Свободный раб Божий

В христианстве утверждается, что Бог дает людям свободу в выборе добра и зла. Но не является ли таким ограничением существование ада для грешников, о котором люди знают уже в земной жизни?

– Если мама говорит сыну: «Не ходи вечером гулять, во дворе хулиганы», то это не ограничение свободы, а предупреждение об опасности. Было бы ограничением, если бы Бог не позволял грешникам грешить, а заставил всех делать только добро. Если человек идет вперед и видит, что впереди пропасть, она ограничивает его в движении? С одной стороны, да, а с другой – он может в нее прыгнуть, если он самоубийца.

В современном мире свобода является одной из основных жизненных ценностей, и это кажется вполне естественным. У христиан же отношение к свободе противоположное, присутствует тяготение подчиниться воле Бога, совету священника, церковному вероучению, своему мужу, в конце концов. Даже сама крестная смерть Христа – это вершина проявления добровольной внешней несвободы.

И любой христианин именует себя рабом Божиим. Одна из наиболее значимых ценностей – послушание, а человек, который хочет полностью посвятить свою жизнь служению Богу, идет в монастырь, дает обет послушания, т.е. как бы полностью отказывается от своей свободы. Но это поверхностный взгляд, потому что в нем присутствует неправильное понимание того, что такое свобода. И для решения этого вопроса без серьезной богословской основы мы не обойдемся. Атеисты говорят: «В Церкви, как в армии, свобода подавляется, а атеизм – это истинная свобода». Еще в первые века христианства на вопросе о свободе человека «сломался» Пелагий и создал свою ересь, которую впоследствии так и назвали – пелагианство. Свобода, по Пелагию, это возможность поступать так, как хочется. Человек всегда стоит перед выбором, поэтому он свободен. Следовательно, никто и ничто не может заставить человека быть грешником или праведником – ни Бог, ни Церковь, ни общество – только он сам отвечает за свои грехи. Таким образом, спасается, человек по своей воле и своим заслугам. Но блаженный Августин и преподобный Максим Исповедник, обнаружили ошибку Пелагия в определении свободы. Он, как и современные защитники свободы, обратил внимание только на внешний уровень свободы, на ее проявление. А Августин и преподобный Максим – на сущность свободы. И поэтому правильнее было бы сказать, что свобода – это не просто выбор, а наоборот, выбор есть лишь у свободного существа.

– То есть выбор – это лишь проявление свободы, а не ее суть?

– Да. Свобода же лежит глубже уровня выбора. Например, у Бога нет выбора между добром и злом, согрешить Бог не может. Но при этом любой христианин знает, что Бог абсолютно свободен. Почему? Потому что Он ни от кого и ни от чего не зависит. Он есть Сущий, существует в силу Своей собственной природы. То есть свобода – это бытие в самом себе. Полная независимость. Свобода, таким образом, противопоставляется не насилию, а зависимости. Так определят понятие свободы многие философы. Человек, сотворенный по образу Божию, несет в себе эту частичку Божественной свободы, которая в тварном мире проявляется у человека как возможность выбора.


Но с другой стороны, человек живет в мире и зависит от него. В этом мире он не свободен. Я не могу отменить законы тяготения, электричества, они вечны, неизменны, зависимы от Бога, а не от меня. Свобода выбора у меня есть, но я могу осуществить ее в очень небольшом диапазоне, который обычно лежит в сфере нравственности. Истинно свободен тот, кто знает свою природу и может действовать в соответствии с ней.

Мы часто говорим: «Это слабовольный человек, а у того сильная воля». Чем отличаются эти люди? Слабовольный идет на поводу у внешних обстоятельств. Его пригласили погулять, и он согласился, вместо того, что бы пойти в институт. Ему предложили выпить – он напивается. А человек, у которого сильная воля, говорит: «Нет, я не буду, хотя мне и хочется. Мне хочется пойти в кино, погулять, полежать, поспать, но я буду делать то, что мне нужно». Вот этот человек с сильной волей обладает свободой, знанием самого себя, того, что ему нужно, и умением подчинить себе обстоятельства, а не наоборот.
Камень, который падает, не свободен, потому что он подчиняется законам тяготения. Животное, которое ест, не свободно, потому что оно подчиняется физиологическим процессам в организме. Мое тело существует по тем же механизмам. Поступает желудочный сок, и организм требует еды, например, мяса. А я ему говорю: «Нет, подожди до завтра. Сегодня среда, пост». То есть я показываю свою независимость от чего-то внешнего, в данном случае от желаний моего тела. В животном мире, и в природе вообще, нет свободы. Камень не может, падая, сказать: «Дай-ка я остановлюсь и полечу вбок». Свобода дана только человеку, потому что он может владеть собой, – и этим он отличается от остального мира. В философии дается определение свободы как возможности действовать по своей собственной природе, а не по внешней. Пост – одно из очень важных христианских установлений, которые показывают человеку, что он должен собой владеть. Есть ситуации, когда человек должен показать, кто в доме хозяин – душа или тело.
Отказ от греха дает большую свободу, хотя грех, как правило, совершить легче, он приятен. А совершить нравственный поступок тяжело, так же как тяжело заставить себя слушаться, выработать ту самую сильную волю. И поэтому свобода может быть только там, где есть знание того, как надо поступать.

А если человек не знает себя?

– Тогда он несвободен и всегда будет подчиняться каким-то внешним воздействиям, плыть по течению. Он будет вещью, если не знает себя. Поэтому в философии всегда был призыв: познай самого себя, только тогда ты станешь свободным.

Главный компас

Как же познать себя?

– Мы говорим, что человек – это образ Божий, и путь к свободе – это путь к Богу. Рабство в Боге – это истинная свобода, хотя это кажется пародоксальным. В Евангелии говорится: познаете истину, и истина сделает вас свободными. Господь же сказал: «Я есть путь и истина и жизнь». То есть познайте Бога – и Он сделает вас свободными.
Допустим, Вы заблудились в лесу. Если Вы не знаете куда идти, то пойдете туда, куда легче: под горку, туда, где суше. Бурелом же обойдете стороной. Выйдете Вы так к своему дому? Скорее всего, нет. Вы будете постоянно плутать. Если же у Вас есть компас, то Вы заставите себя идти и через бурелом, и в гору, но в итоге придете туда, куда хотите. Евангелие – это такой компас, который говорит человеку, куда надо идти, в том числе, чтобы быть нравственным. Ведь это самый простой и самый сложный вопрос: что такое нравственность? Как мне поступить, чтобы выбрать добро, а не зло? Известно, нравственно то, что Бог назвал добром, а то, что не одобрил, безнравственно.

– Это так для христианина, а атеист спросит, почему критерий нравственности – Бог?

– Потому что Бог есть любовь. И поэтому познать в себе Бога – это именно познать любовь. Поскольку от Бога может исходить только добро, то делать добро – означает поступать согласно заповедям Божьим. И наоборот: если мы не слушаемся Бога, мы поступаем плохо.

– Прокомментируйте мнение, высказываемое атеистами: если человек находится в жестких рамках – или подчиниться воле Бога, или геенна огненная, то он превращается из самостоятельной личности в запрограммированное чужой волей существо.

– Христианин всегда стоит перед какой-то обязанностью. Если сейчас пост, он должен отказываться от мяса, если сейчас воскресенье, то неплохо было бы пойти в храм. Атеист же ничего этого не должен. Кто более свободен? Атеист скажет: «Я более свободен. Что хочу, то и делаю, а ты делаешь то, что тебе приказали». А христианин говорит: «Мне никто не приказывал. Я поступаю так, потому что знаю: так надо». И в этом отличие от приказа. Пост – это не диета и не голодание. Бедные люди нередко говорят: «Мы и так постимся». Но они не едят мяса не по своей воле, а потому, что у них нет денег. А это внешняя причина. А христианин не ест мяса, – хотя у него холодильник может быть забит мясом, – потому что он знает: в пост мясо есть нельзя. В этот день он хочет поститься, то есть отказывается по своей свободной воле. А человек, который ест в этот день мясо, поступает в соответствии со своей физиологической реакцией. Желудок сказал: «Я хочу мяса» – и человек послушно идет к холодильнику, то есть поступает именно как механизм.

В этом и состоит смысл парадокса послушания – истинная свобода достигается тогда, когда человек действует не так, как хочется, а так, как надо. То, что хочется делать, Церковь называет страстью. Человек не может избавиться от страстей, но может им либо подчиниться (и тогда он становится их рабом), либо господствовать над ними (и тогда он становится свободным). Кроме того, послушание – это как тренировка для спортсмена. Если человек может каждый день держать себя в рамках, то он сможет собой владеть и в более сложных ситуациях. Про такого говорят: «это надежный человек, на него можно положиться».
Если разобрать случай, кто более свободен, монах, давший обет послушания, или атеист, который делает то, что захочет, мы увидим: на самом-то деле атеист делает не то, что хочет он, а то, чего хочет его тело, которое подчиняется законам природы. А как мы знаем, в природе, в материальном мире свободы нет. Возвышаясь над ним, слушая свою душу и господствуя над своим телом, я действительно становлюсь свободным. В этом смысле, где дух Господень, там свобода. Сущность греха как раз в том, что тело господствует над душой, низшее владычествует над высшим.

Получается, что свобода – это правильный выбор человека в жизненных ситуациях, хотя его бывает очень непросто сделать, он накладывает ограничения. Но мне казалось, что свобода – это внутреннее ощущение, созвучное чему-то прекрасному и желанному, а вовсе не ограничениям и трудностям.

– Вы совершенно правы. Такой свободы хочет добиться от нас Бог. Есть разные уровни свободы. Вот школьник сидит над теоремой и думает: «Как ее понять?». А через пять лет посмотрит: «Ну что здесь непонятного, это же элементарно». Так и в духовном делании: если раньше мы могли с трудом отказываться от греха, то на более высоком уровне гораздо легче с этим справиться. В Православии есть термин обожение. И наша задача «стать как Бог». Как сказано в Евангелии: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Станьте теми, кто вы есть по Божиему замыслу. То есть мы должны достичь такого состояния, когда мы даже помыслить о желании греха не можем. Это уровень святости, который является нашим идеалом. Конечно, это очень долгий путь, но он ведет к истинной свободе.

Законы, над которыми мы не властны

– Люди, которые достигли такого высочайшего уровня свободы, могут менять даже внешние обстоятельства?

– У Владимира Соловьева есть стихотворение:

Хоть мы навек незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам,
Но и в цепях должны свершить мы сами

Тот круг, что боги очертили нам.
Все, что на волю высшую согласно,
Своею волей чуждую творит,
И под личиной вещества бесстрастной

Везде огонь божественный горит.

То есть, когда я соглашаюсь на Божественную волю, я могу изменять внешний мир. Примерно так же мыслит ученый. Ведь он тоже исходит из признания того, что в мире существует нечто высшее – законы природы, над которыми он не властен. «Свобода – это познанная необходимость». Скажем, если человек вдруг вообразит, что он умеет летать, как птица, и прыгнет с обрыва, он разобьется. Если же он честно признается, что он не может летать, но может узнать смысл законов тяготения и аэродинамики, то сможет применить эти знания на практике, построить самолет и в конце концов полететь.
Христианство включает в себя этот научный взгляд, но христианское понимание мира гораздо шире. Кроме мира материального, подчиняющегося законам природы, есть мир духовный, у которого тоже есть свои «законы» – прежде всего нравственные принципы, то есть заповеди. Зная их и поступая согласно им, человек тоже становится более свободным, – подобно ученому, познавшему законы природы. В этом смысл евангельской фразы «Познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Тот, кто не знает истины, всегда будет рабом – в данном случае рабом греха, хотя будет полагать, что действует свободно. Тот же, кто поступает в соответствии с заповедями, станет действительно свободным.

Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь» Русская народная сказка Выбор – это то, что присутствует в нашей жизни каждый день, каждую минуту и секунду. Иногда мы делаем его неосознанно, даже не задумываясь об этом. В других случаях принятие решения затягивается на долгие месяцы и даже годы. Но с выбором мы сталкиваемся постоянно, и хотим того или нет, мы всё равно что-то выбираем и пожинаем его последствия. Почему человек постоянно стоит перед выбором? Судьба – это не дело случая, а последовательная цепочка, сложенная из каждодневного выбора. Бог дал человеку жизнь, душу и всё необходимое для дальнейшего существования на Земле. Но самое главное, наш Создатель дал нам право выбора. Мы вольны самостоятельно решать, что дальше делать со своей жизнью. И это очень важно, ведь мы часто не осознаём, что ответственность за наш выбор, а, значит, за нашу жизнь и будущее лежит на нас самих. Духовный мир может лишь подавать нам знаки, чтобы предупредить о последствиях неправильного выбора, но никогда, ни при каких условиях, ни одно существо во Вселенной не сделает этот выбор за человека. Бог дал право выбора каждому из нас. Зачем? Наш Творец дал нам свободу. Мы вольны самостоятельно решать, что для нас важно, а что - нет. Однако это накладывает на человека определенную ответственность – за каждый свой выбор отвечает только он. Не Бог, родители, соседи или правительство, а только мы сами. Но самое главное – мы ответственны перед Богом за свою душу: Каждый человек есть Личность, несущая в первую очередь духовную ответственность за всё, что она делает и выбирает в своей жизни. Ведь большинство людей понимают, что такое ответственность. Они берут на себя ответственность в решении каких-то жизненных, идеологических, бытовых, финансовых и других вопросов. Они же стараются в основном не для себя, а для своей семьи, ради будущего своих детей и внуков, ради друзей, близких им людей и так далее. Так и в духовном, как в главном деле для каждого человека, нужно взять ответственность за свою духовную судьбу и обретения настоящей Свободы от материального мира. Не нужно ждать кого-то, нужно действовать самому и начинать в первую очередь с себя. Надо самому быть хорошим примером для окружающих, тогда позитивные изменения в тебе и в обществе не заставят себя ждать. А. Новых «АллатРа» Творить или разрушать? Любить или ненавидеть? Быть счастливым или тонуть в собственных негативных эмоциях? Получить вечную жизнь или умереть? Это всего лишь выбор. Каждый человек выбирает, чем наполнять себя в каждом дне – ненавистью, радостью или пустотой. И каждый человек выбирает – кем он станет после жизни на земле – духовным существом или субличностью. Как научиться делать правильный выбор? В славянском языке слово ВыБор имеет два корня: “Вы” – что значит тьма и “Бор” – многообразие, свобода, воля. Получается, что в самом слове уже заложено то, что принимая решение, человек находится на распутье добра и зла. И то, чему человек в конечном итоге отдаст предпочтение, предопределит его дальнейшую судьбу. ЖИЗНЬ – это непрестанный выбор между созиданием и разрушением. Виктор Кротов Как научиться делать правильный выбор? Этот вопрос, наверное, волнует каждого, ведь мы часто ощущаем на себе последствия неправильных решений. И чтобы уйти с накатанной линии, совершая глупости, пытаясь переложить ответственность за свои поступки на кого угодно, чтобы в корне переломить ситуацию необходимо просто принять, что ответственность за каждое слово, мысль и поступок лежит только на нас. В ситуациях, требующих нашего решения, мы имеем всего два пути: поступить по совести или пойти против неё. И самое важное, правильное решение к нам приходит изначально, однако тут же в борьбу вступает наше сознание, атакующее сомнениями, страхами и неуверенностью. Тем не менее, выбор остаётся за Личностью. Поддаться на провокацию или поступить так, как подсказывает душа? В этом и заключается правильный выбор – руководствоваться в своей жизни принципами совести: “Слушай свою душу, она подскажет верное направление”. Из притчи о поисках единого зерна Истины Самый главный выбор в жизни каждого человека Прежде чем что-то выбирать, нужно знать, что выбирать. Для этого нужно изучать, а не слушать то, что тебе рассказали. Работа над собой заключается в познании, в ответе – смертен ты или бессмертен. И для чего ты здесь? Оказывается, ты здесь для того, чтобы обрести бессмертие. Это основной смысл. Ничего ты здесь не можешь сделать больше, чем стать ангелом, стать бессмертным. Передача «Смысл жизни – бессмертие» Человек пришёл на землю совсем не для того, чтобы выбирать, что ему приготовить на ужин или что надеть на вечеринку. Наша жизнь несёт гораздо более глубокий смысл, нежели пустое существование физического тела, которое является частью человека, но совсем не его сущностью. Каждый из нас – Личность, которая, несмотря на все помехи внешнего мира и сознания, должна обрести связь с душой и сделать самый главный выбор в своей жизни: Если каждый человек сделает выбор в пользу нравственных, духовных ценностей и самосовершенствования, то неоценимую пользу этого познает вся наша цивилизация. И сегодня, как никогда остро стоит вопрос, сможет ли человек сделать этот единственно верный в сложившихся условиях выбор!? Какой выбор делаю я? Выбор… выбор…выбор… Каждый день я выбираю свою жизнь, впуская в неё тех или иных людей, события, мысли и чувства. Я делала выбор, от которого зависела моя судьба, но при этом совершенно не понимала, что для меня на самом деле важно. Выучиться, устроиться на перспективную работу, обзавестись семьей… И всё?! Это действительно то, из-за чего Бог создал эту прекрасную землю?! Неужели мы пришли сюда для того, чтобы выбирать себе профессию, дом, в котором будем жить или автомобиль, на котором будем ездить? Ведь тело не вечно, стоит ли тратить свою жизнь на то, чтобы выбирать, кем тебе быть на этой земле, если ты её очень скоро покинешь? Эти вопросы не давали мне покоя, я искала, читала, познавала. Но никак не могла найти ту нить Ариадны, которая привела бы меня к чему-то настоящему, к моему истинному выбору, ведь от него зависела не только моя земная жизнь, но и нечто гораздо большее Моё представление о мире изменилось после того, как я прочитала книгу «Аллатра». Я поняла, что это именно тот ковчег спасения, который я так долго искала. Но, самое главное, я, наконец, осознала, что свой самый главный выбор в жизни я ещё не сделала. После этого моя жизнь разделилась на «до» и «после». Я продолжаю делать каждодневный выбор, но теперь делаю это осознанно, ведь понимаю, что каждый мой поступок ведёт меня туда, куда я так стремилась – в мир БОГА. Именно поэтому сегодня и каждый последующий день я выбираю Бога, выбираю духовный путь, который самым коротким маршрутом приведет меня Домой. Мира, любви и удачного выбора!

Добро и зло. Эти два понятия сопровождают человека на протяжении всей его жизни. С момента осознания себя как личности человек идет к пониманию того, что такое выбор моральный. Это то, что сопровождает личность фактически на каждом этапе жизненного пути и показывает уровень ее морального развития.

Выбор как часть человеческой жизни

Каждый день человек стоит перед выбором. Можно сказать, что мы ежедневно решаем множество задач, связанных с проблемой выбора. Философы считают, что данная проблема является неотъемлемой частью любой человеческой деятельности. Конечно, мы не каждую минуту принимаем судьбоносные решения, но именно из этих маленьких шажков складывается длинная жизненная дорога. Поэтому можно сказать, что каждую секунду своего существования мы выбираем себе будущее. Что ж, эта теория имеет право на существование. Впрочем, как и многие другие. Ведь вопрос выбора стоит в философии и этике очень остро. Особенно это относится к такому понятию, как выбор моральный. Это является основополагающим моментом нравственности и системы ценности человеческого общества. Данную тему хочется рассмотреть более детально.



Выбор моральный - это что такое

Любой выбор предполагает активность субъекта ситуации. А вот выбор моральный - это оценка системы ценностей и принятие решения в пользу одной из них в определенных ситуациях. В более широком смысле это понятие воспринимается как проблема борьбы добра со злом, решение в пользу темной или светлой стороны.

Моральный выбор людей в пользу той или иной стороны не всегда является постоянной величиной, в повторяющихся схожих ситуациях субъект может принять совсем иное решение. Это обуславливается его нравственными ценностями и полученным опытом. К тому же стоит учитывать и условия, в которых воспитывался индивид. Ведь в каждом социуме существуют свои границы добра и зла. То есть в случае, когда два субъекта ситуации производят выбор в сторону добра, это могут быть абсолютно разные направления в системе морально-этических норм.



Ответственность морального выбора

Моральный выбор - это ответственность, которую будет нести индивид после принятия своего решения. Данная ответственность является непосильной ношей для многих представителей социума, поэтому они стараются уклониться от принятия того или иного решения. Но в любом случае каждый человек хотя бы один раз в жизни оказывается перед моральным выбором, который вскрывает все его этические и психологические деформации. Ведь в подобных ситуациях индивид должен идентифицировать себя с какой-либо социальной группой, причем с самой яркой и характерной ее частью.

Если учитывать тот факт, что моральный выбор - это ответственность, то можно уверенно заявить, что, попадая в данную ситуацию, ее субъект должен продвинуться в своем нравственном развитии на определенную ступень.

Нравственная составляющая индивида

Чтобы понять, что такое моральный выбор, требуется понять, что именно мотивирует человека принять определенное решение. В философии определяющей считается нравственная составляющая личности. Ее можно представить в виде скана его души, в котором отображаются все цели, способы их достижения, приоритеты и смысл жизни данного конкретного индивида. Именно нравственная составляющая дает оценку поступков других людей и своих собственных, в том числе. Она характеризует личность как положительную или отрицательную в призме определенных действий. Стоит понимать, что в случае отдельного человека эта оценка весьма субъективна, но вот в иных ситуациях она может показывать моральное сознание всего социума в целом.



Моральное сознание индивида

Общественное сознание имеет множество форм. Но одной из самых важных является моральная составляющая общественного сознания. Оно представляет собой некий цемент, который закрепляет правила морали и этики в конкретном социуме, определяет оценочные критерии поведения людей. Стоит отметить, что моральное сознание является статичной величиной, и включает в себя принципы и совокупность этических норм, принятых в социуме.

Объекты морального выбора

Не стоит рассматривать проблему выбора, не отметив объектов данного процесса. Их можно представить в следующем виде:

  • индивид;
  • отдельная группа людей;
  • социальная структура;
  • многочисленная прослойка общества или класс.

В любом случае индивид должен принять решение в пользу кого-то. Это может быть выбор между субъектом и группой либо решение, которое вообще не затрагивает интересы субъекта, и касается группы других людей.

Встав перед моральным выбором, человек попадает в ситуацию морального выбора. Она может существовать только в случае нескольких вариантов принятия решения. Причем каждый из вариантов должен быть понятен индивиду и поддаваться разумному объяснению.

Ситуация морального выбора не предполагает безграничного количества вариантов решений, они не могут выходить за пределы понимания добра и зла. Это является непременным условием сложившейся ситуации, в противном случае выбор не может быть отнесен к моральному.



Свобода морального выбора

Стоит отметить, что проблема выбора имеет ряд особенностей и заданных условий, вне которых ситуация полностью перестает существовать. Моральная свобода выбора является непреложным условием ситуации. Индивид должен принимать решение, основываясь только на своих собственных представлениях и учитывая шкалу ценностей, никто не должен оказывать на него давление и создавать специальные рамки.

Свобода выбора складывается из полученной возможности принять решение и реальной способности совершить то или иное действие для того, чтобы обозначить свою позицию.

Условия морального выбора

Выбор между добром и злом требует четкого соблюдения условий, они являются основой предложенной ситуации и делают ее статичной, несмотря на массу вариантов решения:

1. Диапазон возможностей.

Каждый индивид должен осознавать и оценивать все варианты выбора и их последствия. Если по разным причинам он не имеет возможности провести объективный анализ, то выбор не в полной степени отразит моральные ценности и устои индивида.

2. Социальные условия.

Каждый человек всегда совершает выбор в пределах своего социального класса, где приняты те или иные нормы поведения и ценности. Это позволяет принять решение рационально, относя себя к определенной группе.

3. Понимание необходимости выбора

Индивид должен четко осознавать, что он следует своим принципам и моральным нормам, а не принимает решение потому, что так поступают все, либо не поступает никто.

При соблюдении всех этих нюансов индивид становится субъектом ситуации.

Моральный конфликт

Существуют ситуации, когда моральный выбор вытекает из определенных обстоятельств, не приводящих к однозначной победе добра над злом. Данную проблему называют моральным конфликтом. Индивид попадает в него, когда в предложенных обстоятельствах принятое решение станет злом в другой шкале морально-этических норм и ценностей. В такой ситуации личность не может решиться на тот или иной вариант.

Выбор при моральном конфликте может быть обусловлен только сугубо личными моральными ценностями индивида. В этой ситуации на второй план отходят нормы, принятые в социуме, и личность остается один на один со своими принципами. Довольно часто при такой проблеме можно говорить о зрелости личности в целом, полученный жизненный опыт и совокупность закрепленных норм станут тем, что послужит мотивацией для принятия решения.

  • или поверить, покаявшись в своих грехах,
  • или не верить, продолжая жить без Бога.

Каждый человек стоит перед этим выбором. Тот, кто по-настоящему поверит в то, что совершил Бог ради нашего спасения и покается в своих грехах, тот получает прощение. Он становится чист перед Богом, потому что всю его вину Иисус Христос взял на Себя. А тот, кто остается безразличным к тому, что сделал Бог, тот продолжает жить со своими грехами, и будет самостоятельно отвечать за них перед Божьим судом, потому что отверг Его спасение.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божьего. (Библия, Иоан.3:16-18)

Бог дал человечеству как бы второй выбор, второй шанс. Он никого не заставляет принимать то, что Он совершил. Он создал людей со свободной волей и поэтому предоставляет каждому личное решение.

Когда-то человек сделал свой первый выбор, отвернувшись от Бога. В результате он умер духовно, утратив связь со своим Создателем. И теперь, благодаря тому, что совершил Иисус Христос на кресте, человек снова может сделать выбор. И тот, кто выбирает жизнь с Богом, воскресает духовно. Дух Божий снова поселяется в нем. Он теперь уже не мертв духовно, он воскрес к новой жизни.

Такой человек постепенно начинает изменяться в своем мышлении, в своем характере, в своих поступках. В нем начинается обратный процесс - процесс возрождения. Возрождения того утраченного образа Божьего в человеке, который был вложен в него изначально Создателем. И это совершает в нем Дух Божий.

Конечно, каждой из нас известен всемирный закон притяжения : куда направляешь своё внимание, то и увеличивается . И есть на эту тему замечательный фильм «Секрет», да и в жизни мы не раз встречаем тому подтверждение, но только мало кто переносит этот закон на отношения . А ведь именно там он даёт наилучший результат.

С самого детства нас приучили подчёркивать красным свои ошибки и игнорировать огромное количество того, что мы написали правильно. И эту модель мы несём через всю свою жизнь и укореняем в отношениях. Критикуем, обвиняем... Прямо или косвенно. И туда направляется наша энергия. А чем её больше в негативе, тем сложнее оттуда выбираться. И, конечно, отношения ухудшаются. В мужчине включается стыд и защитные реакции на него – агрессия или избегание. В нас – обида, что он не слышит, и то, что вас не устраивало в отношениях, продолжается и вы снова и снова возвращаетесь к негативной ситуации. Отсюда и возникает так популярное «она меня пилит».

Но всё дело в том, что просто выбрана не та модель поведения и не так сложно выйти из этого замкнутого круга. Нужно всего лишь изменить направление своего внимания : с негативного, на позитивный . Не отчитывать, критиковать мужчину за то, что он разбрасывает вещи, а наоборот – хвалить, когда он положил их на место . Не недовольствоваться «мы вечно никуда не ходим», а сказать «мне так приятно, когда ты меня приглашаешь в кафе/музей/кино». Каким бы простым ни казался этот совет, он даёт колоссальные результаты. В этой теме у меня есть любимая притча :

«Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

Поэтому теперь, вместо того, чтобы «напасть» на любимого, подумайте, как можно перевернуть ваше послание . В этом и заключается женская мудрость – одна из её граней. Сначала будет непросто, но вы удивитесь, какой это даст результат.

Если вы хотите получить на почту видео Нины Острожниковой о 5 компонентах гармоничных отношений, введите своё имя и e-mail в форму ниже.




Если через 5 минут письмо не пришло, проверьте папку СПАМ, если письма нет, напишите нам запрос на e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ЕЩЁ СТАТЬИ: